Sushi-food1.ru

Правильное питание
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика и развитие способностей в психологии

Диагностика и развитие способностей.

Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.

Понятие способностей.

1.1. Понятие способностей.

Способности — индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности — понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Теплов выделял три главных признака способностей: индивидуально-психологические особенности; определяющие успешность выполнения деятельности; несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.

Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.

Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями).

Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

Недостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.

1.2. Виды способностей

Общие – это благоприятные возмож­ности развития особенностей психики человека, кото­рые в равной мере важны для различных видов дея­тельности (гибкость ума, целеустремленность).

Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические). Все специальные способнос­ти представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.

1.3. Показатели и характеристики способностей

· высокий темп усвоения и обучения;

· широта переноса навыков внутри деятельности;

· низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);

· индивидуальное своеобразие деятель­ности;

· высокая помехоустойчивость (редко отвлека­ется);

· выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.

1. Способность к изменению – переменная.

2. Связь с успешностью осуществления деятельности.

3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат.

Диагностика и развитие способностей.

Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.

2.1.1. Измерение способностей.

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.

Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).

Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.

Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.

1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ

Требования к тесту:

1.валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен

2.надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости

3.стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов

2.1.2. Измерение творческих способностей.

Измерение творческих способностей – Гилфорд.

— семантическая, смысловая гибкость

— фонтанирование новых идей

5 видов действия (в результате факторного анализа):

1) восприятие и понимание материала

2) рабочая память

3) дивергентность (выделение в обычном оригинального

4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)

5) эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация

Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

1.Отсутствие временного ограничения

2.Сложное строение (несколько способов решения для креативности)

Существует два подхода к пониманию развития способностей:

1)Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

2)Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.

3. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.

Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе встречаются ответы «музыкантом нужно родиться», а на другом «талант- это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся определенные доводы. В пользу идеи врожденности:

1) Доказательством врожденности служит ранее проявление способностей у ребенка.

2) О врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей.

3) Доказательством врожденности являются исследования с применением близнецового метода. Корреляция у монозиготных 0,8 – 0,7.

4) Исследования на животных с применением метода искусственной селекции (крыс делили на группы по правильности решения задачи «умные» и «глупые». Внутри каждой группы их скрещивали между собой. Через 6 поколений умные существенно снизили количество ошибок, а у глупых их стало существенно больше).

В пользу идеи приобретенности способностей:

1) Результаты работы талантливых педагогов (Например, учитель музыки М.П. Кравец находил себе неспособных учеников и доводил их до самого высокого уровня музыкантов).

2) Факты массового развития специальных способностей в условиях определенных культур. (Все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух)

3) В экспериментах с обедненной средой факты показывают худшее развитие общих способностей.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед психологией стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей.

Существуют природные предпосылки способностей – задатки. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких периодов, обычно сменяющих друг друга.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

4. Способности и задатки.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.

Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деятельности и создаются (по Теплову).

Способность есть процесс. Деятельность направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.

Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.

ЗадаткиСпособности
ВрожденныеФормируются в процессе деятельности
КонстантныИзменчивы
Возможность (анатомо-физиологическая)Готовность, но не результат
Нельзя измеритьИзмеряемы: критерий – успешность деят-ти
ДанностьПроцесс

5. Понятие одаренности.

Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;

Своеобразие понятия одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности в общем.

Понятие одаренность не имеет смысла без отнесения его с конкретными историческими формами обещственно-трудовой практики.

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность успеха.

Выделяют следующие виды одаренности:

· художественная (подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве — в музыке, в живописи, в драмати­ческом искусстве);

· общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);

· творческая (порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью
к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;

· социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);

· практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.

Наиболее проблемным является выделение твор­ческой одаренности. Уровень творческих способнос­тей, креативность не фиксируется стандартными те­стами, а проявляется в свободных ситуациях.

Творческая личность характеризуется рядом при­знаков: независимостью взглядов; нестандартностью; устойчивостью к неопределенным ситуациям; кон­структивной активностью; силой Я (автономностью, устойчивостью к социальному давлению); открыто­стью новому; чувствительностью к красоте. Гениальность— высшая степень развития таланта, позволяющая осуще­ствлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Читать еще:  Предтреник психотик инструкция по применению

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность — второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

Читать еще:  Как настроить себя на похудение психологически отзывы

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей

Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в С. Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание необходимых органических структур и их ф-циональная дифференциация. 2) в развитии С можно выделить несколько этапов (повышенная чувствит-ть к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деят-ти — сензитивные периоды). Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деят-ти рано или поздно заканчиваются. Если ф-ция не получила благопр развития, то в последствии ее развитие оказывается затруднено, а то и невозможно. 3) особ-ти семейного воспитания (много факторов + создание родителями зоны оптимальной трудности). 4) яркие эмоц переживания 5) неотъемлемый компонент С повышенная мотивация, она обеспечивает интенсивную и «естественно» организующуюся деят-ть, необходимую для развития С. Неблагопр условия: обедненная среда (нехватка впечатлений), плохие условия воспитания (психич травмы), неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение).

Классиф-ция уровней развития С: С, одаренность, талант, гениальность. Основанием для развития С являются задатки. Одаренность: это сочетание различных высокоразвитых С, кот обеспечивает чел возможность успешного выполнения какой-либо деят-ти (именно возможность, потому что от чел требуется еще и овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).

Талант: это высокий уровень развития специальных С (музыкальных, литературных). Талант проявляется и развивается в деят-ти. Деят-ть талантливого чел хар-ся новизной, оригинальностью подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и С общественно обусловлено. Талант — это опред сочетание С, их совокуп-ть. Отдельная изолированная С, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться рез).

Гениальность: это высший уровень развития С. О гениальности говорят, когда творческие достижения чел составляют целую эпоху в жизни общ-ва, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деят-ти. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то С проявляются ярче.

Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.

Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности 2) общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека, З) умственный потенциал — интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам). 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок) 5) Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Одаренность показывает, благодаря каким начальным‚ структурным условиям вожможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность — высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней: 1) задатки как природная основа способностей; 2)способности; 3) талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода; 4) гениальность — высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества; 5) одаренность.

В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты.: -анатомо-физиологические задатки; — сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; — интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; — эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание; — высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин — структура творческой одаренности. Проявление одаренности можно представить через: — доминирование интересов и мотивов; — эмоциональную погруженность в деятельность; — волю к решению, к успеху; — много вариантность решений; — общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; — понимание сущности проблемы, задач, ситуации; — изобретательность, находчивость; — быстроту решений, оценок, прогнозов.

Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов. Факты, свидетельствующие о врожденности способностей: 1. их раннее появление; 2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях); 3. корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот — 0,8 — 0,9; у дизигот — 0,4 — 0,5) использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее) Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях: 4. деятельность выдающихся педагогов; 5. факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей; 6. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Роль среды и социального окружения.

Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей — особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей — репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Подведем некоторые итоги. Существуют некоторые природные предпосылки способностей — задатки. Задатки — это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов узнать меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка.

Читать еще:  Способности в психологии

Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности — это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды 6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй — когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.

Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта. Можно выделить три наиболее часто встречающихся определния интеллекта. 1. Интеллект как способность к обучению. 2. Интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями. 3. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру. Распространенное в зоопсихологии понимание интеллекта как способности к обучению было подхвачено бихевиористами и использовалось ими как характеристика интеллекта человек. А. Бине, Ч. Спирмен, Д. Колвин. и др. Другое известное определение интеллекта как способности оперировать абстрактными отношениями и символами разделяли Л. Термен, один их создателей шкалы Стенфорд-Бине, Э. Торндайк и др.

Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировались на том, что интеллект можно рассматривать как отражение «карты мозга». Эти взгляды лежат в основе факторноаналитических моделей интеллекта. Первый тип таких моделей — иерархическая модель структуры интеллекта — Ч. Спирмен — первый кто создал такую модель. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. Она утверждала, что вся интеллектуальная деятельность обусловлена единым общим фактором, названным генеральным, или S — фактором, свойственному только одному виду деятельности. Одним из ведущих многофакторных теорий был Терстоун, выделивший 12 факторов, обозначенные им как первичные умственные способности. Однако первым систематизировал когнитивные факторы Р, Кеттелл, он интегрировал теорию Спирмена и Терстоуна.

Еще один психолог создавший свою структуру интеллектуальных способностей, — американец Дж. Гилфорд. Ведущим положением Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Одно измерение — вид умственных операций, включенных в способность. Гилфорд выделяет всего 5 таких операций: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценивание. Другое измерение — содержаие — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Гилфорд различает пять типов содержания: изобразительное, символическое, семантическое, поведенческое, слуховое. Третье измерение — продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация отрабатывается испытуемым. Гилфорд называет 6 типов продукта: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразования и выводы. В соответствии с моделью Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений, таким образом образуется кубообразная модель из 150 ячеек 5*5*6 = 150. Амтхауер Векслер и ГИТ к этому же вопросу.

Коэффициент интеллекта. — показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение «умственного возраста (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого IQ подсчитывается по формуле УВ/ХВ * 100% = IQ. Понятие было введено в 1912 г. В.Штерном, который обратил внимание на некоторые недостатки умственного возраста как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в УВ двух индивидуумов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст реб, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течении каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (разность между УВ и ХВ), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда — Бине в 1916 г.

Виды способностей и их изучение. Способности — это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с проф критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию способностей: математические, кулинарн, пед, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти способности можно разделить на пять групп (зн. сист, техника, природа, худ образ, человека).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека — важная со­ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую­щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так­же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до­статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот­ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи­тельной профессиональной мотивации, удовлетво­ренности трудом и, как следствие, на удовлетво­ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко­личество исследований. Библиография включает ра­боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно­стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра-

боте «Способности и одаренность». Теплов выделя­ет 3 основных признака способностей как индиви­дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от друго­го, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, в-третьих, они не сводятся к на­личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс­нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро­вании способностей рассматриваются отечествен­ными психологами как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ­ностей. Сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин­штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка­ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо­собности. Общие способности обеспечивают овла­дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас­сматриваются в отношении к отдельным, специаль­ным областям деятельности.

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо­собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря­ду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе­мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длин­ный.

13. Хата, шалаш, дым,хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:

Оценка в баллах
Количество
правильных12—13
ответов

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение:методика предназначена для оцен­ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе­мые должны найти для каждого цифрового шифра соответствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четырехбуквенных слов. Время — 5 минут.

Методические указания:объяснить испытуе­мым, где они должны написать ответы. При наличии различных вариантов методики могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант, а нечетные — нечетный.

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Демонстрационный плакат

ГО
ВК
НЦ
ГООКНО

Составление заключения.Оценка логического мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ­ствии с таблицей.

Инструкция: «перед вами бланк, на котором даны:

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко­торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать соответствующие его цифрам буквенные комбина­ции, составить из них одно четырехбуквенное сло­во-существительное».

Например. Шифр 5345, соответствующие соче­тания букв: 5-ГО; 3-ВК; 4-НЦ; 5-ГО.

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру

Баллы
Кол-во пра­вильно соста­вленных слов1—34—78—1112 и боль­ше

НДВКГОНЦРУИБПТСЬАМЛЩ

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф И О_______________________________________Дата__________________

IIIIIIIV

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
VVIVIIVIII