Sushi-food1.ru

Правильное питание
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы развития способностей в психологии

Факторы развития способностей

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение: инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 — 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется — надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей. Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример — музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом «возвращается» к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса. Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них — вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество — должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество — соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей — своего рода «обжиг». Опора на сотрудничество — это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.

Литература

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Факторы формирования способностей

Способности — это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие

В

Способности в психологии рассматриваются как совокупность черт личности, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться в нем успеха. Способности человека могут быть:

Читать еще:  Развитие способностей человека психология

Задатки — это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

21.2Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

21.3 Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей — в задатках.

Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор — фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности.

Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.

Склонности — это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.

Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Основой склонности являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 1073 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Факторы развития способностей

Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие одаренности, является социальная среда.

В ходе различных исследований по изучению влияния социальной среды на одаренности ученые приходили к неоднозначным, а порой и противоречивым выводам. Однако, можно утверждать, что одним из социальных факторов развития являются социально-экономические условия жизни. Эти условия влияют на развитие одаренности, поскольку ими определяется уровень жизни человека. Чем общество является более экономически развитым, тем более благоприятны условия создаются для развития одаренности человека 11 .

Кроме того, очевидно, что крайне важным фактором развития одаренности является специфика семьи и семейных отношений человека, а именно:

структура семьи и ее эмоциональный климат

стиль воспитания и специфика отношений между родителями и детьми

отношение родителей к одаренности ребенка.

Более детально изученным является вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единогласно утверждают, что тоталитарные стили воспитания ребенка, базирующиеся на жестком контроле и силовом давлении со стороны родителей, являются фактором , сдерживающим и закрепощающим развитие одаренной личности.

Важным аспектом в развитии способностей является отношения родителей к детской одаренности. Этот фактор является одним из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Встречаются следующие типы отношений:

При гиперсоциализации родители через одаренность ребенка пытаются самоутвердиться, видя в ней особый престиж, либо возможность реализации своих несбывшихся стремлений и упущенных возможностей 12 .

Как было отмечено ранее, способности могут развиваться только в процессе деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше включать ребенка в деятельность, к которой у него обнаруживаются специальные способности. Однако, преимущественно одностороннее развитие в одной области может повредить ребенку. Для полноценного развития и расцвета специальных способностей необходимо развитие уровня общих способностей, широкого кругозора, общей культуры. Всестороннее развитие является необходимым для гармоничного развития личности в целом. В случае, если у ребенка в раннем возрасте не проявляются ярко выраженные способности к какой-либо деятельности, его так же необходимо всестороннее развивать, поскольку в процессе обучения он может обнаружить склонности и способности к чему-либо.

Читать еще:  Примеры идентификации в психологии

С поступлением в школу возможности включения ребенка в ту или иную деятельность значительно расширяются. Особая роль здесь принадлежит различным творческим и научным кружкам при школах и учреждениях дополнительного образования.

Каждый здоровый в психическом и физическом отношениях ребенок обладает общими способностями, необходимыми для успешного обучения в школе. Каждый ученик способен овладеть умениями и навыками на уровне средней школы. Однако, иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному предмету учебной программы. Это, чаще всего, происходит вследствие недостатка у школьника некоторых знаний и умений, пробелов в знаниях, в некоторых случаях, из-за проявления тех или иных особенностей темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ребенок обладает и потенциалом развития специальных способностей. Перед родителями и педагогами стоит задача помочь ребенку найти тот вид деятельности, в котором он наиболее успешен, показать ему его возможности.

На пути развития способностей огромна роль педагога, ведь именно он помогает ребенку в формировании способностей и талантов учеников. Он должен умело направлять развитие природных задатков в нужное русло.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет своих способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для проявления и развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включается ребенок, автоматически формирует и развивает его способности к ней. Для того чтобы деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

деятельность должна вызывать у ребенка устойчивые и сильные положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения в процессе занятия данной деятельностью. В этом случаи у ребенка возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься данной деятельностью. У него возникает живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не формальное, безразличное отношение к делу. Все эти условия являются необходимыми для того, чтобы процесс деятельности оказывал положительное влияние на развитие способностей.

Деятельность ребенка, по возможности, должна быть творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений, в их детальном разборе. Для музыкальных способностей необходим постоянный слуховой анализ и тренировка в воспроизведении технических музыкальных навыков. Полезными являются специальные экскурсии с выездами на природу с целью развития наблюдательности и эстетического восприятия действительности.

Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы перед ребенком возникали цели, на одну или несколько ступеней превосходящие его сегодняшние возможности и уже достигнутый им уровень выполнения деятельности на данный момент. В особенности в постоянном усложнении творческих заданий нуждаются дети, уже определившиеся с выбором деятельности и проявившие наличие незаурядных способностей в ней.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в сочетании с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу необходимо активно развивать интерес ребенка, стремиться к тому, чтобы эти интересы не поверхностный характер, а были подкреплены глубоким и устойчивым интересом. Нередко на практике встречаются случаи, когда ребенок, обладающий способностями в той или иной области, не проявляет интереса к деятельности этого рода. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств, например, применение неудачной методики обучения, слабое знание предмета, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей, ребенок мало интересуется соответствующим предметом, проявляя равнодушие к нему. Однако, если грамотному педагогу удастся по-настоящему заинтересовать ребенка деятельностью, то очень быстро, часто неожиданно для окружающих, эти интересы и склонности всецело захватывают внимание школьника.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и ярко выраженные способности не дадут результата. Иногда ребенок, обладающий незаурядными способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях ему необходима поддержка педагога и его помощь в преодолении трудностей. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически оценивать плоды своих трудов. Крайне важно сформировать у ребенка правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Ни в коем случае нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности или превосходстве над другими детьми. Не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать его, противопоставлять его сверстникам.

Читать еще:  Способность в психологии

Факторы развития способностей

Способности реализуются в деятельности человека в зависимости как от внешних условий, так и от внутренних факторов. Известно множество случаев, когда способный человек имеет все условия для развития, но ее лень, безволие, равнодушие становятся непреодолимым барьером в деятельности. В то же время, бывает, что при отсутствии благоприятных внешних условий развиваются талантливые личности. Развитие способностей не является самоцелью и не исчерпывает всего богатства личности. Иногда одаренный ребенок опережает сверстников, но у нее не складываются отношения ни с младшими, ни со старшими. Поэтому на первом плане не вопрос о развитии одаренности, а задача формирования личности в целом, в которой способности является одним из компонентов. Назовем главные личностные факторы развития способностей. Наиболее ярко они выражены на примере биографий выдающихся людей, которые достигли значительных результатов в науке, искусстве, технике.

Важным фактором развития способностей являются устойчивые интересы к определенной деятельности человека, которые перерастают в склонность к профессиональному овладению определенной деятельностью. Между способностями и интересами существует сложная зависимость. Интерес возникает к тому, в чем оказались способности человека, что ей хорошо удается, где она имела успех. Одним из педагогических приемов является создание ситуации успеха — таких условий, при которых даже самый слабый ученик мог бы проявить себя. В то же время, случайный интерес, сначала не связан с достижением успеха и способностями, впоследствии может быть решающим фактором их развития. Так, Е. Галуа — известный математик — учился риторике. Ему попался учебник геометрии. Он читал его, не отрываясь и усвоил содержание за два дня вместо двух лет, на которые был рассчитан этот курс,

Настойчивость и целеустремленность. Они имели решающее значение для судьбы многих талантливых и гениальных людей, когда им приходилось преодолевать сложные препятствия к любимому делу (М.В.Ломоносов, Т. Шевченко). Героических усилий стоило право заниматься живописью народной художницы Украины Екатерине Билокур. Она родилась в селе на Полтавщине. Односельчане не поддержали желание маленькой девочки рисовать. Родственники ругали за расход бумаги и времени, так нужного на работу в хозяйстве. Понятно, что она не имела возможности купить кисти, краски. Все это художница изготавливала из природного материала. Только в конце жизни она получила определенное признание.

Впоследствии ее картины с цветами, фруктами, овощами прославили на весь мир красоту украинской природы.

Трудолюбие и работоспособность. Выдающиеся люди, которые доказали уникальность своих способностей, много и упорно работали. П. Чайковский писал: «Весь секрет в том, что я работаю ежедневно и аккуратно», что вдохновение не любит лениво. Эдисон работал по шестнадцать и более часов в сутки. Бывало, спал всего по 2:00. Считал, что гениальность является результатом девяноста девяти процентов пота и одного процента таланта.

Положительное отношение к сфере выявления способностей. Когда в этой сфере человек видит смысл своей жизни, то деятельность носит по-настоящему творческий характер, осуществляется с восторгом и приносит удовольствие. Так, выдающийся театральный деятель К. Станиславский назвал свою автобиографическую книгу «Моя жизнь — в искусстве». И.П. Павлов советовал: «Будьте страстные в вашей работе, в ваших поисках».

Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию. Известно, что произведения большинства выдающихся писателей, поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Толстого) имеют по несколько вариантов. Л. Толстой признавался, что некоторые предложения он переписывал по п «пять раз, стремясь как можно метко выразить мысль. М.В. Гоголь уничтожил вторую часть своего выдающегося произведения -» Мертвых душ «. Неоднократно перерисовывают свои картины и выдающиеся художники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×