Sushi-food1.ru

Правильное питание
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Физиологическая основа способностей в психологии

Сущность способностей их физиологическая основа

Лекция.

Запись на доске:

Сколько времени потребуется вам, чтобы запомнить эту формулу, а затем воспроизвести её? (ответы студентов).

В начале XX в. жил человек, мнемонист, некий Ш., который запоминал эту формулу за 7 минут и затем мог в точности её воспроизвести. Для этого он пользовался следующим приёмом: «Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (), и подумал, что не удивительно, что дерево высохло и обнажились корни: ведь оно стояло ещё тогда, когда я строил вот эти два дома (d 2 ), и опять ткнул палкой (.). Он говорил: дома старые, придётся на них поставить крест (), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капиталов вложил он в это (85). Крыша отделяет его (-), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (). Он стоит около почты, а на углу – большой камень (.), чтобы подводы не задевали дома. Тут же сквер, там большое дерево (), на нём три галки (3). Здесь я просто поставил 276, а «в квадрате» — поставил квадратный ящик из — под папирос (2). На нём написано «86». Х – неизвестный человек подошёл к забору в чёрном манто; забор (__), а дальше женская гимназия, он хотел пробиться на свидание с гимназисткой n – изящная, молодая, в сером костюме; он разговаривает, он пытается переломить жёрдочки забора одной ногой и другой (2), а она – гимназистка – некрасивая – фи! ( ). Здесь я переношусь в Режицу. Там в школе большая доска. Шнур летит — и я ставлю точку (.). На доске написано 264, дальше я там же вижу nb. Я в школе. Моя жена положила линейку; и тут сижу я, Соломон Вениаминович (SV), а у моего товарища написано 1624/32 в квадрате. Я посмотрел на него, что он пишет, а сзади сидели две гимназистки (2), поглядели и крикнули, чтобы он не заметил: «Сс. Тише!» (S)».

Так же он мог запоминать стихи на иностранном языке, решать примеры. Воспроизведение происходило и через 10 – 15 и более лет. Как вы думаете особенным ли был этот человек? В чем проявлялась его особенность? (Ответы студентов, помочь выйти к понятию способность).

Да, у него была способность быстро запоминать и воспроизводить и тема нашего урока«Способности».

Запишите вопросы, которые мы рассмотрим.

1. Сущность способностей их физиологическая основа.

2. Виды и уровни развития способностей.

3. Способности и личность

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, то есть в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека к некоторой деятельности.

Б.М. Теплов выделил следующие признаки способностей:

1. Под способностями понимают индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. Способностями называют такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей;

3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности – лишь возможность определённого освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий способности не развиваются.

Наличие способностей облегчает приобретение знаний, формирование умений и навыков, а прочные знания, умения и навыки, в свою очередь, способствуют их развитию.

Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности (хирург или карманник – тонкость и точность движений рук).

Способности – не чисто прижизненное образование, они имеют свою природную основу.

Ученые спорят являются ли способности врожденными особенностями или они приобретаются в процессе жизни и деятельности человека под воздействием социальных условий. Как вы думаете?

Способности являются врождённые особенностями, потому что:Способности формируются прижизненно с помощью среды, воспитания и обучения
1) раннее появление способности у ребёнка (напр., Моцарт, способности проявились в 3г.).1) результаты деятельности выдающихся педагогов (эксперимент: учителям математики сказали, что пять отстающих учеников имеют способности к математике, и те стали получать пятёрки).
2) способности повторяются у потомков выдающихся людей (напр., семья Бахов, в течение 2х веков в семье было около 60 музыкантов, 20 из них более выдающиеся)2) факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определённых культур (напр., у вьетнамцев развит звуковысотный слух, являющимся основой музыкального слуха, т.к. высота звука в языке вьетнамца несёт функцию смыслоразличения.
3) исследования с применением близнецового метода
То есть способность «появляется» и без процесса развитияНельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлечённости

Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Задатки – психофизиологическая основа способностей, включающая в себя: особенности свойств нервной системы, анатомо – физиологические особенности строения и функционирования головного мозга, органов чувств и телосложения. Задатки – это природные различия между людьми, они являются предпосылкой развития способностей.

Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, а также с кровоснабжением мозга. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточённому вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом – большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряжённой умственной работе, а соответственно – и меньшая её продуктивность. (Для активизации умственной деятельности советуют сменять умственную и физическую деятельность).

Врождённые особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей:

1) в зависимости от типа высшей нервной деятельности

2) в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем.

Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека.

Например, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.

Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением деятельности позволяет выделить три типа личности:

1. Художественный (преобладание первой сигнальной системы).

2. Мыслительный (преобладание второй сигнальной системы)

3. Средний (равное представительство).

— в сфере восприятия, для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» — дробление её на отдельные части;

— в сфере воображения и мышления у художников отмечается преобладание образного мышления и воображения, для «мыслителя» — абстрактное, теоретическое мышление;

— в эмоциональной сфере – люди художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявлений способностей в разных сферах человеческого знания.

Обе типологии тесно связаны – люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, а люди с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными.

Читать еще:  Как набраться уверенности в себе психология

Задатки человека многозначны, на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать дирижёром, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором, ди – джеем.

Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 1956 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Способности: понятие, физиологическая основа (задатки), виды способностей, уровни развития, формирование способностей

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Условия формирования способностей

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности.

Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса.

Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности». В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции — это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена — это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склонности». Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные.

Выделяют следующие виды способностей:

— умственные и специальные

— учебные и творческие

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.

Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру.

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии).

Читать еще:  Способности человека это в психологии

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

— собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

— композиционные (для сочинения музыки);

— контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Физиологические основы способностей. Задатки и способности

Задатки – генет. детерм. анатом. – физиологические особенности нервной сист., кот. явл. природной предпосылкой для образ. способностей. Задатки опр. высший уровень достижений чела. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех в деятельности и легкость овладения ею. По Теплову, способности не сводятся к знанию и умению, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование знаний в практике. 3 идеи Теплова:

Способности — отличительная особенность человека.Способности – это не все индивидуально-психологические особенности чела, а только те, которые обеспечивают успешность деятельности.

Способности не сводятся к знаниям, которые выработало человечество и существуют в постоянном развитии.Условием развития способностей является деятельность. Способн. Не сводятся к занятиям и умениям, но обеспеч. их эффективность. Они обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное исп знаний на практике.С отличают одного чела от другого. С не все индивид особен, а только те , кот имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деят. Они существуют в постоянном развитии. С кот человек перестает использовать на практике со временем теряются. Сиситематич занятия сложными видами деят поддерживают способности. Успешность развития любой деят завасит от сочетания способностей. у чела есть способности обеспеч его жизнь в соц среде. Это общие и спец способности, высшие интеллект способн, основ на исп речи и логики, теорит, практич, учебные, творческий, предметные и межличностные.

Леонтьев занимался формированием способностей. Компенсировал недостатки речевого слуха. Муз. слух формируется в лаборатории при помощи спец. упражнений. Леонть. использ. беззвучную настройку голоса. Это упражн. позволило более точно брать определ. тональность. Формирование способностей чела происходит как процесс освоения, овладения опытом. В филогенезе люди прошли огромный путь в форм способн. Биологическая наслед сущ, но ее действие прямо не распространяется на развитие способн. Он не передаются как биологич наслед образования, в отличии от задатков. Биологические способности закр и перед новому поколению в особ форме, внешнепредметной. Процесс превращения челов деят в продукт это процесс воплощения в продукте деят челов способностей. Отсюда прогресс в произведениях искусства-это выражение развития эстетич способностей. Л показал, что элементарные сенсорные функции разв новые сенсорн способн свойств челу. Он исследовал формирование новых челов способностей в области восприятия. Для речев звуков основная харка спект, для муз- тональность. Тембровый слух-процесс овладения языком, тональный-музыкой. С не являются биолог наслед мозг структурами. Они складываются в процессе деят. Мозг закл в себе лишь предпосылки способ. Биолог унасле-это условие форм спос.+сод окр мира. Способности слуха, воспр цвета, форм в прц развития и воспитания. Практическое значение исслед Л.: он показал, что развитие способностей процесс управляемый и появл возм содейств полному развит спос чела.

Понятие о деятельности и ее структура.

Типы деятельности:общение, игра, труд, учение. Имеют соц основу и возникают на опред этапах развития общества. (Имеет созидательный характер, связ с продуктами мат и дух мира, приобразует человека, его способности, псих процессы, усл жизни, продукт истории, не дана с рождения, формируется в процессе общения и воспит.)Каждый тип деятельности имеет свою структуру:1действие, направленное на цель;2цель осознается;3существуют операции – элемент действия;4в структуре деятельности есть психофизиологические функции: моторика, ощущения, восприятие и др.Деятельность человека сопровождается мотивами. Чем полнее мотивированна деятельность, тем успешнее человек ее осуществляет. Мотивы, направленные на деятельность: 1.познавательный; 2.принятие другими; 3.признания; 4.самоутверждения. От характеристик деятельности зависят личностные характеристики. Деятельность – совокупность действий, направ. на мотив. Деят. –активный, целенаправленный процесс. Макроструктура деят-ти – это действие, операции и психофизиологические функции. Действие – единица деятельности, направленная на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, всегда осознается. Характеристика действия включает акт сознания и является актом поведения. Посредством действия утверждается принцип активности. Действие выводит чела в предметный и социальный мир. Действия чела предметны, с их помощью реализуются культурные и социальные цели. Операция – способ выполнения дей-й, зависит от условий, в которых совершается действие. Отличие операции от действия в том, что она совсем не осознается. Психофизиологические функции – способность к ощущению, моторная (двигательная) способность, способность запоминания. Концепция деятельности: сознание присутствует в деятельности, поведение рассматривается в единстве с сознанием Þ деятельность – это активный целенаправленный процесс. Внешняя деятельность (экстерериоризированная) – деятельность с предметами, реализуется посредством внешних действий. Внутренняя деятельность (генториоризированная) – решение интеллектуальных задач, планирование предстоящих действий, анализ прошедших событий. Взаимно переходят. Значение: предотвращение ошибок, подготовка к внешней деятельности. Имеет то же строение, что и внешняя. Произошла из внешней путем переноса соответствующих действий в умственный план. Перенос называется интериоризацией. (изучал Гальперин).Действию в уме всегда предшест действие в мат плане. Сопровождается эмоциональными переживаниями. Состоит из действий и операций.

Освоение деятельности.

В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы деятельности субъекта труда. 1. Формирование мотивов деятельности предполагает: а) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности; б) «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования мотивации; в) образование целостного поведения работника в результате формирования мотивации.2. Формирование цели деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: а) центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); б) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; в) также цель деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; г) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: а) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; б) формирование представления о способах выполнения деятельности; в) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности 1. Формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности. 2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития. 3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности. Пример: формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем — осваивается деятельность в целом.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 375 ;

Общее понятие о способностях

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Читать еще:  Любовь к сладкому психология

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности .

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

58. Физиологические основы способностей.

Способности — понятие динамичное, формирование происходящего в процессе определенным образом организованной деятельности. Способности возникают на основе задатков. Задатки — анатомно — физиологические и функциональные особенности человека, содержащие предпосылки для развития способностей. Передаются по наследству. Задатки многозначны, это исходный момент развития способностей. Сами они ни на что не направлены. Задатки это, в основном, психофизиологическое свойство, которое обнаруживает ребенок на самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый. Природные предпосылки способности состоят в высокой чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям (музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, так же как и занятия соответствующей деятельностью). Решающее значение имеет нервная проба сил в областях, которым соответствует высокие сенсорно-моторные качества личности и ее склонности. Задатки — первичная природная основа способностей, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Врожденные способности мозга проявляются в типологических особенностях человека, заложенных прежде всего в типе ВНД и темпераменте. У одних преобладает первая сигнальная система, у других — вторая. Их балансировка предполагает развитие способностей личности. Задатки проявляются прежде всего в склонностях. Это первый и самый ранний признак способности. Они проявляются в стремлении, тяготении человека к определенной деятельности. на ряду с истинной склонностью существует ложная. Истинная предполагает быстрое продвижение к мастерству и достижение значительных результатов. Ложная же проявляется как поверхностное увлечение с достижением посредственных результатов. Склонность проявляется через любопытство, интерес и увлечение деятельностью. Так задатки превращаются в способности.

59.Структура способностей.

Каждая способность имеет свою Структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают Общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта. Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

60.Понятия «одаренность», «талант», «гениальность»

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность — высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант».

Определение. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей — гениальность.

Определение. Гениальность — высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность — исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии — как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector