Sushi-food1.ru

Правильное питание
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идентификация психология это

Значение идентификации в психологии и криминалистике

Дети хотят быть похожими на родителей или супергероев из фильмов. Подростки хотят быть такими же, как их кумиры. Взрослые, как правило, тоже на кого-то равняются, но чаще в этом случае речь идет о собирательном образе успешного, счастливого человека. Все это примеры идентификации – стремления личности подражать кому-то, быть таким же, как он.

Что такое идентификация: определения

Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».

Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.

Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:

  • первичная (ребенка с матерью);
  • отождествление с любимым лицом («хочу быть, как ты»);
  • отождествление с нелюбимым лицом (защитный механизм психики, «ты не обидишь такого же, как ты сам»);
  • отождествление при восприятии общности («встань на мое место», «а что бы он сделал», «что он подумал»).

Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.

Значение слова «идентификация»

Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.

Понятие идентификации

Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:

  • отождествление, опознание объектов (энциклопедический словарь);
  • сравнение с эталоном, опознание личности для судебных разбирательств (бизнес-словарь);
  • подсознательное отождествление себя с другим лицом, чаще родителем (психиатрический словарь);
  • механизм психологической защиты, при котором индивид уподобляется своему обидчику, отождествляет себя с ним (психологический словарь);
  • защитный механизм психики, при котором слабый человек перенимает опыт, черты сильного лица (психологический словарь).

В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.

Виды идентификации

Бывает первичной и вторичной. В первом случае речь идет об идентификации ребенка с матерью, а позже с родителем того же пола, что ребенок. Во втором случае подразумевается отождествление ребенка с другими людьми, группами в процессе взросления. Она, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов. Рассмотрим подробнее.

Ситуативная

У детей это хорошо заметно во время игр, у взрослых – на совещании, при знакомстве с новым человеком и т.д. В общем, в какой-то конкретной ситуации, условиях индивид пытается стать таким же, как значимый для него человек.

Групповая

Это устойчивый тип. Подразумевает приверженность индивида ценностям, целям какой-то группы. За ее пределами субъект живет по тем же правилам. Однако иногда групповая идентичность имеет ситуативный, поверхностный характер. Человек не принимает цели, интересы группы как свои собственные. Стоит ему выйти за пределы этой группы, как он будет вести себя по-другому.

Культурная

Это процесс отождествления, приспособления к культуре общества. Человеку нужно найти баланс между внутренним и внешним. Например, между традициями и новаторством, целями и средствами. Субъекту предстоит осознать собственный потенциал в рамках конкретного общества. Принять нормы, ценности этого мира.

Социальная

Это процесс отождествления человеком себя как важного, активного участника общества. Он воспринимает себя как социального агента, чувствует свою принадлежность к какой-то социальной группе, может с полной уверенностью произносить «МЫ».

Личностная

Это уподобление человеком самому себе, то есть сохранение своей уникальности. Подразумевает единство целей, интересов, взглядов, убеждений, мотивов, смыслов. К какой бы группе не относил себя человек, при этом он всегда сохраняет набор устойчивых характеристик.

Поиск баланса между личным и общественным – одна из сложнейших проблем психологии. Иногда человек настолько уподобляется другим, что теряет себя. Он растворяется в других людях. Он забывает о своей сущности, теряет единство своего Я, перестает понимать себя, забывает свою историю жизни.

Коллективистская

Формируется в процессе общей деятельности. Переживания одного человека передаются другим, становятся мотивами общей деятельности. Коллективистское отождествление проявляется в соучастии, сочувствии. Каждый участник коллектива разделяет неудачи, успехи другого. То есть человек чувствует других как самого себя.

Половая

Процесс осознания принадлежность к одному из полов. Особенно остро интерес к телу заметен у детей 2–3 лет.

Гендерная

Процесс осознания к какому гендеру (собирательный образ мужчины и женщины) человек относит себя. Он не всегда совпадает с полом. Гендерная идентичность дает ответ на вопрос «Кем я себя ощущаю: мужчиной или женщиной?». При этом человек отлично понимает, к какому полу он принадлежит. Например, мужчина может признавать свой пол, но при этом быть ранимым, чувствительным, нежным, то есть иметь набор черт, которые в общем представлении характерны для женщин. Так же женщина, несмотря на пол, может ощущать себя «мужиком в юбке».

Идентификация в психологии

Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.

Идентификация и имитация

Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.

Идентификация и идентичность: в чем разница

Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.

Что означает идентификация в криминалистике

Это определение соответствия личности по общим и частным признакам, например, по отпечатку пальцев, почерку. Кроме определения личности криминалисты занимаются отождествлением объектов:

  • печатей по оттискам;
  • оружия по пулям, гильзам;
  • обуви по следам;
  • орудий взлома или иного преступления по следам взлома или иного преступления;
  • авто по следам от колес;
  • прочее.

А также проводится отождествление целого по отдельным частям.

Методы идентификации

Для определения личности криминалисты используют статические и динамические методы. К первым относится анализ биологических, физиологических особенностей индивида:

  • отпечаток ладони, пальцев;
  • форма, черты, пропорции лица;
  • рисунок сетчатки, радужки;
  • рост, пропорции тела, размеры рук, ног;
  • почерк, подпись.

Чаще всего используют дактилоскопию (анализ отпечатков пальцев) и идентификацию человека по признакам внешности:

  • толщина, длина, иные особенности конечностей;
  • особенности спины;
  • специфика груди;
  • характеристики плеч, шеи;
  • морщины;
  • форма ушной раковины;
  • зубы;
  • рост;
  • вес;
  • губы;
  • нос;
  • глаза;
  • брови;
  • лоб;
  • лицо;
  • волосы;
  • пол;
  • возраст;
  • общий тип телосложения;
  • голова.

К динамическим методам относится анализ всего, что связано с поведением:

Стадии идентификации

Процесс отождествления в криминалистике проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка. Эксперт изучает все, что ему предоставили для исследования: постановление, документы, прочее. Он оценивает объем, пригодность, достоверность материалов. Если все нормально, то специалист составляет план исследования, выбирает методы, подготавливает технические средства. Если для исследования чего-то не хватает, то специалист подает дополнительные запросы.
  2. Аналитика. Эксперт изучает признаки и свойства всех объектов и субъектов.
  3. Эксперимент. Нужен для получения образцов изучаемых объектов.
  4. Сравнение. Непосредственное отождествление объектов.
  5. Обобщение, выводы, фиксация результатов. Определение соответствий, сходств и различий.

Итоги фиксируются в письменном акте. В противном случае результаты опознания нельзя считать действительными. Заключение эксперта состоит из нескольких частей: введение, исследование, заключение.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ( Identification ; Identifizierang ) — пси­хологический процесс, в котором личность частично или полно­стью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессозна­тельная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъек­том, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития.

«Отождествление с отцом, например, означает на практике ус­воение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Иденти­фикация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация — сознательное подражание. Имитация — необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует разви­тию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задер­живает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока инди­видуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнару­живает свой патологический характер тем, что оказывается в даль­нейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до это­го она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к пред­метам (например, отождествление с каким-нибудь духовным дви­жением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впа­дает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регуляр­ным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составля­ет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отожде­ствление с родителями или ближайшими членами семьи есть отча­сти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным се­мейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положе­нию дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталки­вается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу на­чинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает преж­ние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрес­сивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентифи­кация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу» (К.Г.Юнг).

Идентификация с комплексом (переживаемая как одержи­мость) — постоянный источник невроза, который может быть так­же вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.

Читать еще:  Как психологически настроить себя на похудение мириманова

«Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт — дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политичес­ких лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная иденти­фикация с неизбежностью оказывется односторонней «истиной». Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие» (К.Г.Юнг).

Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.

«В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, вы­сокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депресси­ями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обмана­ми, сопровождающими эту утрату» (К.Г.Юнг).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;

2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУППОВАЯ — отождествление индивидом себя с обобщенным образом члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей и ценностей, часто некритическое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (идентификация коллективистская) — возникающая в деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий (-> фрустрация). Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Особенно полно выражается в сочувствии и соучастии, когда каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективной в группе выражается:

Читать еще:  Как набраться уверенности в себе психология

1) в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;

2) в оказании содействия и поддержки;

3) в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам. Психологическая основа идентификации коллективной — складываемая в деятельности совместной готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективной преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития иле сводим к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективной, опосредованные ценностями деятельности совместной и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов. Идентификация коллективная в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная деятельность совместная и нравственно-эмоциональное общение детей — основа формирования проявлений идентификации коллективной в детской группе.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ — механизм, действие коего основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению — чаще всего неосознанному — этим «другим значимым». Ориентация на другого человека как на образец значительно повышает показатели научения социального. За счет идентификации у маленького ребенка происходит: формирование стереотипов поведенческих, образующих черты личностные; определение ориентации ценностных и идентичности полоролевой (-> идентификация полоролевая).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ — процесс самопроецирования на Я утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.

ng>ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ — процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ДЕЙСТВЕННАЯ -> идентификация коллективная.

Понятие идентификации личности человека в психологии

Идентификация — естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором человек уподобляет себя другому индивиду или группе. Идентификация может являться механизмом психологической защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения. В психотерапии этот процесс используется для устранения комплексов у человека, в педагогике — для развития нужных навыков и в воспитательных целях.

Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Следует различать идентификацию и имитацию (подражание). Имитация — это подражание действиям другого человека, копирование его характерных черт, манер, образцов поведения без уподобления себя личности подражаемого. Она может быть постоянная или временная, но она всегда сознательна. Воспроизводимые действия эмоционально окрашены: копируемый объект является предметом любви или стойкой неприязни. Имитация является одним из механизмов идентификации.

Человек не отождествляет себя со всеми подряд. Для этого должны быть причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация – это попытка человека, осознающего свою слабость, перенести качества сильных людей на себя. Однако избрать объект для подражания можно лишь на основании некой схожести (я воспитатель — и она воспитатель) и наличии у другого сильных сторон и качеств, которые субъект желал бы приобрести (она находит подход к любому ребенку и с легкостью разрешает детские конфликты — я этого не умею). «Настройка» собственной личности на партнера имеет определенную структуру:

  1. 1. Возникновение эмоциональной связи, «примерка» ощущений другого человека на себя.
  2. 2. Восприятие другого человека как продолжение своей личности, перенос себя в мир другого, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
  3. 3. Постановка себя на место другого человека, придание ему черт своего характера, желаний, чувств (проективная идентификация).

Первичная идентификация предположительно возникает в младенческом возрасте, когда ребенку еще только предстоит отличить свою идентичность от идентичностей других. Малыш не понимает различия между «я» и остальным миром. Ребенок в 8 месяцев, оказавшись у зеркала, понимает, что отражение каким-то образом связано с ним: повторяет его же поведение, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к отражению, наблюдает, играет с ним. Это свидетельствует об узнавании в зеркале себя. Малыш теперь способен связать разрозненные ощущения себя и собственного тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в целостное ощущение. Примерно с 2 лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет дети говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как личность. Это усиливается еще и тем, что родители в общении с ребенком говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» ребенок начинает примерно после 3 лет.

В раннем детском возрасте происходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что это объекты, существующие отдельно от него. Основанием для идентификации служит эмоциональная связь. Вторичная идентификация является механизмом защиты, помогая выработать понимание, необходимое для конструктивной коммуникации. В попытке быть похожим на родителя малыш действует неосознанно, чутко улавливая состояние взрослого. Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей следует пересмотреть собственное поведение и попытаться не находиться все время в мрачном расположении духа. Иначе с течением времени эти качества закрепятся в психике ребенка, формируя его характер. Идентификация с родителями своего пола является этапом нормального развития личности.

Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок неосознанно уподобляет себя значимому взрослому (родителю, старшему в семье ребенку своего пола), с которым он наиболее связан эмоционально и которого он воспринимает как образец. В новой ситуации ребенок будет действовать как и взрослый, с которым он себя отождествляет, так как вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом. В детстве закладывается гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем — мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами.

Коллективная (групповая) идентификация возникает в общении и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как собственные и значимые для себя. При этом может произойти отказ от принятых ранее собственных ценностей вплоть до изменения понятий о добре и зле и других философских и нормативно-оценочных категорий. Руководители серьезных компаний путем совокупности мероприятий формируют корпоративное мышление и корпоративное поведение, основываясь на коллективной идентификации. Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).

Читать еще:  Способности в психологии это

Человек в состоянии уподобляться только тому, кто имеет с ним некие похожие качества. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек сам начинает качать мускулы, если это совпадает с его представлениями о красивом теле: он осознает себя членом этой группы. Поняв, что некоторые участники клуба практикуют полный отказ от употребления алкоголя, рано или поздно этот человек начинает пробовать на себе такой стиль поведения. Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычными устоями и он не представляет свою жизнь без любимых праздничных напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается личностью. В тоталитарном обществе коллективизация личности приводила к потере индивидуальности, положению «винтика» и безусловному подчинению коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценность индивидуальной личности.

Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Субъект отождествляет свои установки и ценности в соответствии с программой какого-либо политического лидера, целой партии или идеологического течения.

Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не чувствовать связи с ней. Речь идет об этнической идентификации. С детства у человека идет процесс формирования знаний о традициях и обычаях, особенностях менталитета того народа, к которому он принадлежит. Это область существования большого количества стереотипов (русские — хмурые и неприветливые; все шотландцы ходят в юбках; американцы едят только гамбургеры и жареную картошку), в соответствии с которыми человек может действовать или противиться им.

У каждого нормального человека имеется потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавало общество, а периодически ему требуется защита единомышленников, если он оказывается в неблагоприятных обстоятельствах. Но не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Тогда возможны следующие стратегии поведения:

  1. 1. Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уйти в тень. Изменить, улучшить свое положение человек не стремится.
  2. 2. При агрессивном сопротивлении человек идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: поведение активное, ярко выражена протестная стратегия; он демонстрирует пренебрежение к критике, насмехается. При крайних проявлениях протеста именно те черты, которые общество относит к негативным, человеком акцентируются и культивируются.
  3. 3. Ассимиляция — стремление выйти из образа, негативно оцениваемого обществом, попытки соответствовать общим представлениям. Идя по этому пути, индивид испытывает внутренний и внешний конфликт, так как совершает предательство по отношению к тому обществу, к которому принадлежал.
  4. 4. Компромиссное решение. Человек критически относится к ценностям и своего сообщества, и принятой системы взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и не принимать другие.

Как адаптивный процесс идентификация способствует социализации. Попытки усвоить принятые в обществе правила, стать похожим на другого, значимого индивида или группу людей являются нормальными. Этот процесс проходит неосознанно с раннего детства, но имеет развитие в течение всей жизни и частично осознается, принимая контролируемые формы. Идентификация дает ощущение эмпатии, единения с другим человеком или группой на основе глубокой эмоциональной связи. Человек способен перевоплотиться, «вставать на место другого», переноситься в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

В одном возрастном периоде одна и та же идентификация может способствовать социализации, а в другом — препятствовать. Если школьник водится с компанией сильных и агрессивных ребят, это может делать его довольно популярным и поднять его статус среди ровесников. Во взрослом возрасте принадлежность к компании драчунов будет восприниматься обществом как негативный фактор. Несформированность социальной идентификации наносит вред психологическому здоровью человека.

Отрицательным свойством идентификации является представление об индивиде как о продолжении себя. Это явление проявляется у влюбленных пар, у родителей, не отделяющих от себя детей. Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель ощущает на себе юность малыша и приписывает себе его достижения. Очень часто на отпрыска проецируются нереализованные желания и цели родителей. Не став профессиональной фигуристкой, мать прилагает все усилия, чтобы дочь занималась этим видом спорта, и когда подросток не желает следовать намеченному пути, возникают непонимание, обиды и конфликты.

Необходимо помнить, каждая личность в значительной степени самобытна и не является комбинацией чужих свойств и образцов поведения. Большую роль в развитии человека играет его личностная идентификация, которая формирует долгосрочные жизненные установки и основные цели, мотивирует поведение. Неправомерно полагать, что в действиях человека виновато влияние сообщества, родительские установки или любимые книги.

Идентификация психология это

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма. [1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект. [3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию. [1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

  • Фрейд, Анна.Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси.Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд.«Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания

  1. 123Яндекс-словарь
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
Смежные понятия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Идентификация (психология)» в других словарях:

ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я — ’ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я’ произведение Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу… … История Философии: Энциклопедия

идентификация — 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие… … Большая психологическая энциклопедия

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — (от ср. лат. >Философская энциклопедия

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ — (от французск. >Большая медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Психология среды — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники … Википедия

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология восприятия запаха — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Психология восприятия запаха процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи. Процесс восприятия запаха человеком отличается очень… … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я — произведение З. Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой… … Социология: Энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я — произведение Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой переход… … История Философии: Энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×