Sushi-food1.ru

Правильное питание
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические способности человека

Способности человека

В психологии способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности – это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

— систему свойств психики, а не только сознания. Предпосылками ее становления является природные, физиологические и наследственные особенности организма, условиями – социальная среда и уровень ее развития, а доминирующим фактором – потребности, интересы, ценности общества и запросы эпохи;

— прижизненные психические образования, которые продолжают развиваться до преклонного возраста. Нельзя противопоставлять (как и отождествлять) способности знаниям. Последние оказываются источником непрерывного развития способностей. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но и не могут существовать без них;

— реализацию задатков и наклонностей как врожденных предпосылок способностей. Они являются морфологическими, структурными и функциональными особенностями организации центральной нервной системы;

— такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. – насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.

Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность – на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.

Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме – давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.

Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность – это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство – выражение профессиональной зрелости личности.

Талант – высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант – продукт мастерства и трудолюбия. Талант – это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант – на творчестве.

Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений – это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Гении – это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» – тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Читать еще:  Как приобрести уверенность в себе психология

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Читать еще:  Условия развития способностей в психологии

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Способности человека с точки зрения психологии

Способности человека – это психологические особенности индивидуальной личности. Способности являются условиями для успешного исполнения любой деятельности и различаются при овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Что представляют собой способности человека

Существует 3 основных признака, которые отличают способности человека от остальных явлений, которые изучает психология:

  • способности человека в психологии являются особенностями, которые отличают одну личность от другой;
  • как правило, это особенности, которые относятся к успешности выполнения тех или иных деятельностей;
  • способности несравнимы со знаниями, навыками и умениями, которые уже выработались у человека, но в то же время обуславливают быстроту и легкость их приобретения.

Характеристика способности человека: психология индивида

Способности человека характеризуются качественными и количественными аспектами. Количественная характеристика определяет меру выраженности, уровня и развития некоторой способности человека. Психология качественных умений представляет собой целый комплекс свойств личности, которые обеспечивают успех в общей деятельности индивида.

Категории в структуре способностей и их влияние на развитие

Выделяют 2 основные категории в структуре способностей, а именно: общие и специальные. По общим способностям человека можно определить его интеллектуальное развитие, а по специальным – приобретенные навыки в конкретном виде деятельности, которые можно развивать и совершенствовать на протяжении жизни. У всех людей есть свои врожденные задатки, и поэтому каждый человек уникален в развитии своих способностей.

Уровни представления способностей

Определяют 3 различных уровня представленности способностей: непосредственно способности, одаренность и гениальность. Существует теория способностей, в которой еще не решен вопрос о важности степени наследуемости, то есть врожденных умений. Так как наследственность ограничена, то в дальнейшем способности развиваются и изменяются под воздействием внешних факторов и специфики деятельности человека.

Если способность была специфическая, то степень генетической наследуемости будет выражена ярче. И чем сильнее наследуется умение, тем больше шанс его проявления и дальнейшего развития вопреки воздействию внешней среды.

В итоге свойства личности, которые взаимодействуют со всеми его качествами, и есть способности человека. Психология считает, что именно поэтому развитие способностей влияет на созревание индивида, и наоборотформирующаяся личность воздействует на свои способности. Этот процесс является двуединым. Соответственно, формирование способностей в системе психологических понятий для человека занимает отдельное место.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, нс сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Таким образом, способности имеют три основных признака: они характеризуют индивидуальность человека, т. е. его отличительные свойства; к способностям можно отнести только те свойства, от наличия которых зависит успешность человека в выполнении какой-либо деятельности (или нескольких различных деятельностей); способности предшествуют процессу научения, существенно ускоряя и облегчая его, т. с. они никаким образом нс сводимы к результатам научения — знаниям, умениям и навыкам. Но когда человек осваивает новое содержание, именно способности обеспечивают сравнительную легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков.

Важно помнить, что способности могут существовать только в процессе постоянного развития, что требует от человека постоянных упражнений в сложных видах деятельности.

Классификация способностей возможна по нескольким основаниям. По происхождению выделяются природные и социальные способности. Природные (или естественные) способности имеют биологическое происхождение, в то время как специфически человеческие способности — общественно исторические по происхождению. К природным способностям, которые присущи не только человеку, но и животным (в особенности высшим), относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Формирование природных способностей осуществляется на основе врожденных задатков, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. У человека в процессе социального развития на базе природных способностей формируются специфические человеческие способности, обеспечивающие существование в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на несколько групп. Возникающие в ходе исторического развития человечества способности все представляют собой разнообразные проявления способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения содержания культуры, того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Общие способности задействованы в разных видах деятельности, и в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории. К общим способностям относятся, прежде всего, общий интеллект и креативность (способность к творчеству), обучаемость. С. Л. Рубинштейн отмечает, что если под общей одаренностью понимать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента — эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.

Читать еще:  Идентичность и идентификация в психологии

В зарубежной психологии общие способности часто отождествляют с интеллектом. Значение интеллекта как общей способности в первую очередь связано с его адаптационной ролью для человека и высших животных. Интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных со способностью к обучаемости на основе прошлого опыта и успешной адаптацией к новым жизненным условиям и ситуациям.

Специальные способности предрасполагают к успешности человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественнотворческие, спортивные и т. д.).

Иногда способности подразделяют на теоретические и практические, указывая на сравнительно большую успешность человека в исследовательской или практической деятельности. Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактнологическому мышлению. Практические способности обеспечивают успешность в практико-предметной деятельности.

Учебные способности позволяют более продуктивно и быстро усваивать знания, умения, навыки, компетенции в образовательном процессе. Благодаря творческими способностями, человек может создавать новое в сфере материальной и духовной культуры, делать открытия, генерировать новые идеи. Разделение способностей на учебные и творческие также характеризует возможные различия людей — в степени успешности усвоения готового знания и в способности к собственной творческой деятельности, это знание создающей.

Способности также подразделяют на коммуникативные (способность к общению и взаимодействию с другими людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

По критерию вида психических функциональных систем человеческие способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные,, мнем инее кие, мыслительные, имажитивные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные и т. д.

Для того, чтобы рассмотреть развитие способностей, обратимся к еще одной классификации в соответствии с уровнем их развития или выраженности: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Основой развития способностей являются задатки, к которым относятся анатомо-физиологичсскис особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. В качестве задатков могут выступать типологические свойства нервной системы, влияющие на скорость возникновения временных нервных связей и их прочность, на умственную работоспособность, индивидуальные особенности строения анализаторов (например, необычайно острое обоняние или вкусовая чувствительность, «тонкий» слух).

Задатки многозначны, на их основе могут быть сформированы различные способности. Развитие задатков, их трансформация в способности осуществляется под воздействием социальных факторов, в первую очередь под влиянием воспитания. Кроме того, набор развиваемых способностей во многом определяется «социальным заказом» — потребностью общества в профессиях, где имеющиеся задатки могут быть наиболее полно реализованы.

Способности формируются непосредственно в процессе деятельности человека. Принято различать актуальные (реализуемые в конкретной деятельности) и потенциальные (которые могут не быть востребованными в данном обществе) способности, которыми так или иначе обладает человек. Каждая сфера деятельности человека предполагает свою особенную структуру способностей и входящих в нес свойств. Для литературных способностей характерны творческое воображение и мышления, образная память, чувство языка, развитие эстетических чувств. Педагогические способности включают педагогическое мышление, такт, наблюдательность, умение работать с предметным материалом, организовывать учебную деятельность, осуществлять воспитательные воздействия. Математические способности предполагают логику, гибкость мышления, умение мыслить математическими категориями.

Репродуктивный уровень способностей обеспечивает усвоение готового знания и способов деятельности. Творческий уровень развития способностей позволяет создавать новое знание, выявлять проблемы, находить оригинальные подходы и средства их решения. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. По мнению отечественных психологов

(С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), одаренность является сочетанием ряда способностей, обеспечивающих успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности, которые не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Все компоненты, входящие в структуру одаренности, должны составлять целостную функциональную систему, содействовать друг другу. Для одаренности характерны высокая мотивация, увлеченность занятиями и проявление творчества в деятельности.

Талантом называют высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, политических и т. д.).

Высший уровень развития способностей, когда результаты творческой деятельности человека открывают новую эпоху в развитии культуры и в жизни общества, называют гениальность.

Один из главных вопросов в проблеме способностей — их происхождение, зависимость от природно-генетических и социальных факторов формирования и развития. Принято выделять три подхода к проблеме происхождения способностей. Теория наследственности связывает способности с врожденными, генетическими факторами.

Теория среды, напротив, относит основную роль в формировании способностей к среде, в первую очередь — воспитанию и обучению человека.

Двухфакторный подход изучает взаимодействие наследственного и средового факторов в развитии способностей.

Проблема развития способностей остается сравнительно малоизученной, однако установлен ряд условий, оказывающих влияние на их актуализацию. Среди них — факторы семейной среды, типы и формы обучения и воспитания, роль сензитивных периодов развития ребенка.

Установлено, что в течение жизни интеллект человека подвержен изменениям. Ряд исследователей (Я. А. Пономарев, Л. Тсрсто- ун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и др.) пришли к выводу, что основное интеллектуапьное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Поскольку способности формируются и развиваются в деятельности, необходимо включать ребенка с ранних лет в доступные его возрасту виды деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше появится возможностей для развития способностей. Но, прежде всего, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, радость, удовольствие, сочетаться с заинтересованностью, соответствовать его индивидуальности и устойчивым склонностям. Деятельность, развивающая способности, должна быть творческой, достаточно сложной, позволяющей ставить новые, более высокие «планки» для самореализации. Для развития способностей важно воспитывать в характере черты, без которых невозможно преобразование задатков в способности (настойчивость, упорство в преодолении трудностей и др.).

В психолого-педагогической науке специально изучается вопрос о характеристиках социальной среды, в условиях которой складываются наиболее благоприятные условия для развития способностей ребенка. По данным В. Н. Дружинина, проявлению способностей способствуют демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. Креативная развивающая среда характеризуется предметно-информационной насыщенностью, в ней представлены образцы креативного поведения, микросреда (в первую очередь — непосредственное социальное окружение ребенка) в невысокой степени регламентирует поведение, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Ситуация неопределенности будет стимулировать творческий поиск, а многовариантная среда обеспечит возможность нахождения нестандартных и самостоятельных решений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×