Sushi-food1.ru

Правильное питание
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способности человека это в психологии

Способности человека

В психологии способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности – это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

— систему свойств психики, а не только сознания. Предпосылками ее становления является природные, физиологические и наследственные особенности организма, условиями – социальная среда и уровень ее развития, а доминирующим фактором – потребности, интересы, ценности общества и запросы эпохи;

— прижизненные психические образования, которые продолжают развиваться до преклонного возраста. Нельзя противопоставлять (как и отождествлять) способности знаниям. Последние оказываются источником непрерывного развития способностей. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но и не могут существовать без них;

— реализацию задатков и наклонностей как врожденных предпосылок способностей. Они являются морфологическими, структурными и функциональными особенностями организации центральной нервной системы;

— такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. – насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.

Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность – на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.

Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме – давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.

Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность – это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство – выражение профессиональной зрелости личности.

Талант – высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант – продукт мастерства и трудолюбия. Талант – это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант – на творчестве.

Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений – это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Читать еще:  Идентификация определение в психологии

Гении – это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» – тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, нс сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Таким образом, способности имеют три основных признака: они характеризуют индивидуальность человека, т. е. его отличительные свойства; к способностям можно отнести только те свойства, от наличия которых зависит успешность человека в выполнении какой-либо деятельности (или нескольких различных деятельностей); способности предшествуют процессу научения, существенно ускоряя и облегчая его, т. с. они никаким образом нс сводимы к результатам научения — знаниям, умениям и навыкам. Но когда человек осваивает новое содержание, именно способности обеспечивают сравнительную легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков.

Важно помнить, что способности могут существовать только в процессе постоянного развития, что требует от человека постоянных упражнений в сложных видах деятельности.

Классификация способностей возможна по нескольким основаниям. По происхождению выделяются природные и социальные способности. Природные (или естественные) способности имеют биологическое происхождение, в то время как специфически человеческие способности — общественно исторические по происхождению. К природным способностям, которые присущи не только человеку, но и животным (в особенности высшим), относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Формирование природных способностей осуществляется на основе врожденных задатков, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. У человека в процессе социального развития на базе природных способностей формируются специфические человеческие способности, обеспечивающие существование в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на несколько групп. Возникающие в ходе исторического развития человечества способности все представляют собой разнообразные проявления способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения содержания культуры, того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Общие способности задействованы в разных видах деятельности, и в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории. К общим способностям относятся, прежде всего, общий интеллект и креативность (способность к творчеству), обучаемость. С. Л. Рубинштейн отмечает, что если под общей одаренностью понимать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента — эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.

В зарубежной психологии общие способности часто отождествляют с интеллектом. Значение интеллекта как общей способности в первую очередь связано с его адаптационной ролью для человека и высших животных. Интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных со способностью к обучаемости на основе прошлого опыта и успешной адаптацией к новым жизненным условиям и ситуациям.

Читать еще:  Как перестать есть по ночам советы психолога

Специальные способности предрасполагают к успешности человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественнотворческие, спортивные и т. д.).

Иногда способности подразделяют на теоретические и практические, указывая на сравнительно большую успешность человека в исследовательской или практической деятельности. Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактнологическому мышлению. Практические способности обеспечивают успешность в практико-предметной деятельности.

Учебные способности позволяют более продуктивно и быстро усваивать знания, умения, навыки, компетенции в образовательном процессе. Благодаря творческими способностями, человек может создавать новое в сфере материальной и духовной культуры, делать открытия, генерировать новые идеи. Разделение способностей на учебные и творческие также характеризует возможные различия людей — в степени успешности усвоения готового знания и в способности к собственной творческой деятельности, это знание создающей.

Способности также подразделяют на коммуникативные (способность к общению и взаимодействию с другими людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

По критерию вида психических функциональных систем человеческие способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные,, мнем инее кие, мыслительные, имажитивные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные и т. д.

Для того, чтобы рассмотреть развитие способностей, обратимся к еще одной классификации в соответствии с уровнем их развития или выраженности: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Основой развития способностей являются задатки, к которым относятся анатомо-физиологичсскис особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. В качестве задатков могут выступать типологические свойства нервной системы, влияющие на скорость возникновения временных нервных связей и их прочность, на умственную работоспособность, индивидуальные особенности строения анализаторов (например, необычайно острое обоняние или вкусовая чувствительность, «тонкий» слух).

Задатки многозначны, на их основе могут быть сформированы различные способности. Развитие задатков, их трансформация в способности осуществляется под воздействием социальных факторов, в первую очередь под влиянием воспитания. Кроме того, набор развиваемых способностей во многом определяется «социальным заказом» — потребностью общества в профессиях, где имеющиеся задатки могут быть наиболее полно реализованы.

Способности формируются непосредственно в процессе деятельности человека. Принято различать актуальные (реализуемые в конкретной деятельности) и потенциальные (которые могут не быть востребованными в данном обществе) способности, которыми так или иначе обладает человек. Каждая сфера деятельности человека предполагает свою особенную структуру способностей и входящих в нес свойств. Для литературных способностей характерны творческое воображение и мышления, образная память, чувство языка, развитие эстетических чувств. Педагогические способности включают педагогическое мышление, такт, наблюдательность, умение работать с предметным материалом, организовывать учебную деятельность, осуществлять воспитательные воздействия. Математические способности предполагают логику, гибкость мышления, умение мыслить математическими категориями.

Репродуктивный уровень способностей обеспечивает усвоение готового знания и способов деятельности. Творческий уровень развития способностей позволяет создавать новое знание, выявлять проблемы, находить оригинальные подходы и средства их решения. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. По мнению отечественных психологов

(С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), одаренность является сочетанием ряда способностей, обеспечивающих успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности, которые не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Все компоненты, входящие в структуру одаренности, должны составлять целостную функциональную систему, содействовать друг другу. Для одаренности характерны высокая мотивация, увлеченность занятиями и проявление творчества в деятельности.

Талантом называют высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, политических и т. д.).

Высший уровень развития способностей, когда результаты творческой деятельности человека открывают новую эпоху в развитии культуры и в жизни общества, называют гениальность.

Один из главных вопросов в проблеме способностей — их происхождение, зависимость от природно-генетических и социальных факторов формирования и развития. Принято выделять три подхода к проблеме происхождения способностей. Теория наследственности связывает способности с врожденными, генетическими факторами.

Теория среды, напротив, относит основную роль в формировании способностей к среде, в первую очередь — воспитанию и обучению человека.

Читать еще:  Идентификация в психологии это

Двухфакторный подход изучает взаимодействие наследственного и средового факторов в развитии способностей.

Проблема развития способностей остается сравнительно малоизученной, однако установлен ряд условий, оказывающих влияние на их актуализацию. Среди них — факторы семейной среды, типы и формы обучения и воспитания, роль сензитивных периодов развития ребенка.

Установлено, что в течение жизни интеллект человека подвержен изменениям. Ряд исследователей (Я. А. Пономарев, Л. Тсрсто- ун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и др.) пришли к выводу, что основное интеллектуапьное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Поскольку способности формируются и развиваются в деятельности, необходимо включать ребенка с ранних лет в доступные его возрасту виды деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше появится возможностей для развития способностей. Но, прежде всего, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, радость, удовольствие, сочетаться с заинтересованностью, соответствовать его индивидуальности и устойчивым склонностям. Деятельность, развивающая способности, должна быть творческой, достаточно сложной, позволяющей ставить новые, более высокие «планки» для самореализации. Для развития способностей важно воспитывать в характере черты, без которых невозможно преобразование задатков в способности (настойчивость, упорство в преодолении трудностей и др.).

В психолого-педагогической науке специально изучается вопрос о характеристиках социальной среды, в условиях которой складываются наиболее благоприятные условия для развития способностей ребенка. По данным В. Н. Дружинина, проявлению способностей способствуют демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. Креативная развивающая среда характеризуется предметно-информационной насыщенностью, в ней представлены образцы креативного поведения, микросреда (в первую очередь — непосредственное социальное окружение ребенка) в невысокой степени регламентирует поведение, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Ситуация неопределенности будет стимулировать творческий поиск, а многовариантная среда обеспечит возможность нахождения нестандартных и самостоятельных решений.

СПОСОБНОСТИ

По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности

Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.:

1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

5. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×