Sushi-food1.ru

Правильное питание
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способности и деятельность психология

Понятие о способностях. Формирование способностей. Способности и деятельность

Способности — это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Б.М. Теплов выделил 3 признака самого понятия способности:

  • 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • 2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  • 3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности.

Способности человека выступают как некая возможность по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а действительностью будет достигнутый уровень мастерства.

Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. При наличии способностей знания, умения и навыки приобретаются быстрее. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

  • а) Природные (или естественные) способности — это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение.
  • а) Общие — это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности.

Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.

Учебные и творческие.

Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.

Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся — речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые — это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Другая классификация делит способности на 4 группы.

1. Элементарные общие способности.

Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.

  • 2. Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.
  • 3. Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям — это способности к общечеловеческим видам деятельности — к труду, игре, общению, учению и т.д.
  • 4. Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.

Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Важно их сочетание и именно такое, какое необходимо для данной деятельности. С другой стороны, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения деятельности, т.к. она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс. Пример: слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, отсутствие абсолютного слуха — развитием тембрального слуха.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей. К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские данные и т.д. Все эти способности образуют единство.

Способности и задатки. Уровни способностей

Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, т.е., не отрицается врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, т.е., задатков.

Задатки — это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Б.М. Теплов говорил, что способности — это задатки в развитии.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.

Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.

  • 1. Неспособен или способность имеется (в различной степени ее развития).
  • 2. Репродуктивный или творческий уровень имеющейся способности.

Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант — это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность — это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

  • 1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;
  • 2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);
  • 3) обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;
  • 4) гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.
  • 5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

  • 1. Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)
  • 2. Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.
  • 3. Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

  • 1. Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.
  • 2. Идет становление задатков небиологического плана.
  • 3. Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензитивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г) обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Способность и деятельность

Способности и задатки выделяются в качестве одного из пара­метров целостного психического облика личности. Таким образом, они дают психологическое описание человека с какой-то специфи­ческой стороны, являющейся жизненно значимой. Слова «способ­ный» или «неспособный» широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересе­кается со многими другими психологическими категориями и явле­ниями. Ведь любое научное знание понятийно, и составляющие его определения и термины не изолированы, не рядоположены, а связа­ны в непротиворечивую конструкцию, концепцию. Рассмотрим соб­ственно психологическую трактовку способностей, которая отлича­ется зачастую от их житейского понимания

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельнос­ти, психики и личности. Первый подход можно условно назвать деятельностным. и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б.М. Теплова. Второй подход являет­ся не менее разработанным, сочетающимся с первым, но имену­ется здесь как знаниевый.. Начнем с позиции Б.М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в ­1940-х гг., не потеряла своей научной значимости и в наши дни.

Читать еще:  Зависимость от сладкого психология

Способности — это индивидуально-психологические особенно­сти, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личнос­ти, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. В дан­ной трактовке есть четыре основных момента, четко выделенных Б.М. Тепловым.

Во-первых, он относит способности к индивидуальным особен­ностям, к отличительным чертам личности. Хотя в психологии су­ществует и другое их понимание — способности как принадлежа­щие всему человечеству. Говорят, что суть психического развития человека — это усвоение за счет собственной деятельности ранее созданных общественно выработанных способностей.

Во-вторых, соотношение способностей с эффективностью дея­тельности является согласно данной концепции нелинейным, не­однозначным. Способности, конечно, связаны с определенной дея­тельностью, «имеют отношение» к качеству ее результата, но не обеспечивают его автоматически. Можно успешно выполнять что-то, не обладая соответствующими способностями, т.е. за счет усер­дия, воли. И наоборот, неудачное исполнение деятельности не обя­зательно говорит об отсутствии у человека способностей. Способ­ность обозначена здесь как потенция, как одно из условий эффективности деятельности. Допускается возможность компен­сации способностей, и такая позиция по существу гуманистична, а потому перспективна.

В-третьих, способность не сводится к простой сумме наличных знаний, навыков и умений. Смысловая дихотомия: «уметь — не уметь» в принципе отображает нечто иное, чем противопоставле­ние: «быть или не быть» на это способным. Между умением и способностью существуют определенные несомненные связи. Ведь человек может, например, сказать, что способен прочитать данную книгу, потому что знает и умеет это делать. Можно уметь, но не быть способным. Но можно быть способным, однако не уметь.

В четвертом, выделенном по смыслу, пункте определения дается позитивная, психологически отличительная особенность способно­стей: они обеспечивают быстроту и легкость достижения задан­ной эффективности деятельности.

Из всего сказанного вытекает принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. суще­ствующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности. Для иллюстрации этого положе­ния проведем некоторую аналогию с понятием силы в курсе физи­ки. Известно, что сила — понятие динамическое, векторное и без этого оно теряет свое содержание. Так и категория способности перестает психологически существовать, если отделяется от своего «вектора» деятельности. Не бывает способности «в никуда», вне более или менее конкретной деятельности. Человек не вправе, на­пример, утверждать, что у него пропали способности к рисованию, если он этим рисованием никогда серьезно не занимался. Способ­ности нельзя отождествлять со стремлением человека к чему-то, с интересом.

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исхо­дить». Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития спо­собностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. За­датки врожденны и статичны в отличие от динамичных способнос­тей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен,. многозначен. Он получает свою определенность, только будучи вклю­ченным в структуру деятельности, в динамику способности. Если продолжить начатую ранее наглядную аналогию, то статичный за­даток подобен точке (в геометрии). От точки можно повести векто­ры в самых разных направлениях, которыми в данном случае высту­пают деятельности и способности. Не включенные в деятельность, не развиваемые задатки просто не видны в поведении, им не в чем проявиться, кроме субъективного мира переживаний.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разо­вьются, например, математические способности, а возможно — дру­гие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным быто­вым представлениям, в человеческом мозге не существует одно­значной и механически четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического «материала» мо­гут развиться разные психологические способности. Главное оп­ределено направленностью и результативностью деятельности, направленностью личности и ее деяниями. Можно допустить, что существует некоторый ограниченный «сектор» потенциально зало­женных направлений развития того или иного задатка. Есть виды деятельностей, которые требуют относительно большего «обеспече­ния» задатками. Так, для выдающегося оперного певца необходимо наличие соответствующего голосового аппарата. Но и это обяза­тельно развивается, ибо процессы функционирования и развития существуют в известном биологическом единстве. Великий голос специально и долго «ставится», и заключенная в этом трудоемкая творческая работа не вызывает сомнений ни у одного именитого певца, причем это «работа» отнюдь не только голосовых связок и дыхания, а некая ненормированная работа как «пение души».

Способности существуют и развиваются (или погибают) в лич­ности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека. В этой многомерной структуре вы­деляются и особые личностные образования, называемые одарен­ностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочета­ние способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одарен­ности и распространенное в западной психологии и тестологии понятие «коэффициента интеллекта» как универсальной количе­ственной меры одаренности.

Качественность категории музыкальной одаренности Б.М. Теплов подчеркивал выделением трех ее видов: композиторство, испол­нительство и слушание. Чья одаренность «больше»: Масне или Шаляпина? Они просто качественно разные и в этом смысле несо­поставимы. Они относятся к разным деятельностям. Б.М. Теплов утверждал, что понятие одаренности всегда отнесено к конкретным историческим, общественным условиям. Смены цивилизаций и го­сударственного устройства, изменение системы общественных цен­ностей и качества образования, социальная принадлежность лично­сти — все это относится к неисчислимым факторам, подлежащим учету при оценке личностной одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие об­щие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимает­ся развитие относительно широких и универсально задействован­ных психологических составляющих, например памяти и интеллек­та. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некоей конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама категория жизни. В этом случае понятие общей одаренности прак­тически теряет свою психологическую специфику.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное со­держание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. отно­сительно специфической, деятельности. Но подобная градация дея­тельностей всегда условна. Так, в структуру «художественной» деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и вооб­ражение, и многое другое, что требует соответствующего обилия специальных способностей. Поэтому общие и специальные способ­ности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при опи­сании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, стра­стная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность, разнообразие. Б.М. Теплое писал, что талант как таковой многосто­ронен. По законам теории вероятностей «выдающимися» не могут быть все, поэтому в реальном социуме талантливых людей объек­тивно немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уни­кальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Но живые гении существуют, работают и оцениваются в конкретном обществе, в реальном пространстве и времени. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Одно­значно определить, точнее, признать кого-то гением крайне сложно. Оттого «непризнанных гениев» гораздо больше, чем они есть в дей­ствительности. Однако гении всегда были, есть и будут появляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, деятельности, об­стоятельства. На то они и гении.

Обратимся ко второму психологическому подходу к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от пред­шествующей концепции заключается в фактическом приравнива­нии способностей к наличному уровню знаний, навыков и умений. Думается, что в такой позиции, которой придерживался, например, известный советский психолог В.А. Крутецкий (1917—1989), суще­ствуют своя необходимость, истинность и свои проблемы. Действи­тельно, первый подход объясняет способностями быстроту и лег­кость достижения человеком эффективной деятельности. Но чем именно, какими психическими составляющими достигается эта ре­зультативность? Только наличными и развиваемыми знаниями, на­выками и умениями. Они стоят за быстротой и легкостью. Их мож­но назвать сформировавшимися способностями. Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный подход выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. К тому же формирование начинается не «с нуля», оно не предопределено врож­денными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирова­ния и развития способностей. Поэтому многочисленные работы «знаниевого» направления, посвященные исследованию математи­ческих, педагогических, умственных способностей, широко известны, перспективны. Они имеют основательный выход в практику, осо­бенно непосредственно в педагогическую.

Помимо двух названных подходов можно говорить, что за послед­нее десятилетие складывается некоторое самостоятельное направ­ление изучения психологии способностей, возглавляемое В.Д. Шадриковым. Согласно его определению способности — это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функ­ции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявля­ющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Дело в том, что «отдельные психические функции», обеспечивающие проявление способностей, действительно реали­зуются соответствующими функциональными системами. И в этой позиции меняется акцент рассмотрения, так как изучаются не от­дельные психические функции, а сами свойства производящих их функциональных систем. Такие системы и блоки по-разному выде­ляли и изучали А.Р. Лурия (1902—1977), П.К. Анохин (1898—1974), В.Д. Небылицын (1930—1972), другие крупные отечественные пси­хологи и психофизиологии.

Б.Г. Ананьев писал, например, что за всякой психической функ­цией стоят сложное сочетание, единство функционального, операци­онного и мотивационного. Весь вопрос в том, какие именно свой­ства и в каком сочетании подлежат собственно психологическому изучению применительно, скажем, к проблеме способностей. На­пример, мотивационные, смысловые аспекты этой проблемы остают­ся неисследованными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Идентификация это в психологии

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.
Читать еще:  Кто я психология примеры

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Гениальный педагог: как способности влияют на профессию

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

от того, как его будут обучать;

от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector