Sushi-food1.ru

Правильное питание
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и уровни способностей в психологии

Способности, их виды и уровни развития

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

1. Природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные)- являются общими для человека и животных, особенно высших. Связаны с врожденными задатками, формируются при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условных рефлекторных связей.

2. Специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Они подразделяются на:

1) Общие и специальные способности. Общие – те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Специальные — те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

2) Теоретические и практические способности. Теоретические – предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, практические – к конкретным практическим действиям Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

3) Учебные и творческие способности. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, творческие способности определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

4) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности: связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественным образом и т.д.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Способности могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательности, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писателем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие – на истории, третьи – на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»), В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Тема 8. Темперамент и характер

Основные вопросы:

1. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента.

2. Характер, его формирование и проявление в жизнедеятельности человека.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 3243 ; Нарушение авторских прав?

Понятие способностей, виды и уровни способностей

Способности — это свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Способности — это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть толькозадатки,составляющие природную основу развития способностей.

Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип — с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки — лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются.

Задатки многозначны и могут реа­лизовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга.

Читать еще:  Психологический настрой на похудение сытина

Выделяют два уровня развития способностей:репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называетсяодаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Общие и специальные способности.Различают способностиобщие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развитияобщих способ­ностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. — позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе.

Специальные способности — это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др.

Развитие специальных способностей каждого человека является выражением индивидуального пути его развития.

Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс­няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс­ших психических функций, прежде всего мышления, ко­торое формируется в более позднем возрасте — подростко­вом.

В области научного творчества способности выявляют­ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос­ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

15. Социально-психологические характеристики малой группы

Г. М. Андреева определяет малую группу как не­многочисленную по составу группу, члены которой объединены общей дея­тельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возник­новения групповых норм, процессов и межличностных от­ношений.

А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характери­зующих взаимодействие людей в малой группе:

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посред­ников;

2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;

3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутри­групповом взаимодействии;

4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;

5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство со­лидарности и благодарности группе;

6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями;

8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично восприни­маются со стороны

Различают следующие виды малых групп:

б) по характеру структуры:

¾ формальные (официальные) – это группы, в которых четко, официально заданы все позиции членов группы; создаются они на основе устава, приказа; в группе преобладают деловые отношения; организовывать деятельность официально назначен руководитель,

¾ неформальные (неофициальные) – группа возникает стихийно на основе единой направленности психологической мотивации (интересы, потребности, склонности), симпатий; преобладают личные взаимоотношения; структура складывается стихийно; организует деятельность человек, обладающий определенными качествами – лидер.

В официальной группе тоже могут быть неформальные группировки и как правило кроме руководителя есть лидер.

в) по характеру отношения личности к нормам и ценностям группы:

¾ группы членства (человек входит в нее реально),

¾ референтные группы (группа, нормы и ценности которой совпадают с нормами и ценностями личности, человек может не принадлежать к ней реально, но стремится в нее попасть; референтная для каждой личности группа определяется с помощью референтометрии);

г) по степени близости отношений между членами группы:

¾ первичные (семья, близкие друзья),

¾ вторичные (учебные, производственные контакты);

д) в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой:

¾ паритетные (все члены группы имеют равные права),

¾ непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

е) по характеру целей совместной деятельности:

¾ диффузная (конгломерат) – случайное скопление людей (на улице, экскурсия),

¾ кооперация – группа, объединенная общей целью совместной деятельности, не выходящей за рамки этой группы, не совпадающей с целями общества, т.е. работающей для себя (например, частные предприятия),

¾ корпорация – характеризуется наличием жесткой дисциплины, четкой организации, единой общей цели, не совпадающей с целями общества и вступающей в противоречия с уголовным кодексом,

¾ коллектив – группа с социально-значимыми целями, где межличностные взаимодействия опосредствованы общественно-ценным и личностно-значимым содержанием; это высшая стадия развития организованной общности людей.

А.В.Петровский выделил три критерия оценки группы как коллектива:

1. Выполнение коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда).

2. Соответствие группы социальным нормам.

3. Способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9156 — | 7770 — или читать все.

Способности понятие, виды, уровни

Способности — индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и выступающие условием ее успешности.

От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей занимаются достаточно сложной

деятельностью, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.

Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и самим ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, соответствующей литературы и многих других условий, без которых способности не развиваются.

Выделяют следующие уровни способностей:

• репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;

• творческий — обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, а поэтому немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества бесспорна, все без исключения были титанами труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

Гениальность — наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений.

Как и- все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде — они формируются в процессе жизни и деятельности. Только в процессе взаимодействия с действительностью и активной деятельности психика отражает окружающий мир, обнаруживая свои индивидуальные психологические качества и особенности (в том числе и способности). В этом смысле следует понимать положение о том, что способности не являются врожденными.

Читать еще:  Способности человека это в психологии

Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспе-

чивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и

осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой

свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-

либо области деятельности. Общие способности важны для многих видов дея-

тельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообра-

зительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида дея-

тельности (поэтому их называют также профессиональными, например, воз-

можность развития педагогической внимательности – это важная специальная

способность, необходимая педагогу).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать зна-

ниями, осваивать деятельность;

творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом од-

ни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных

людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по

уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно раз-

С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для

измерения способностей использовались различные тесты. Однако более вер-

ный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в про-

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то

отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей,

присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью мо-

жет достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той

или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием дру-

гих способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же са-

Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего раз-

витие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышле-

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон-

кретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интел-

лектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одарен-

ность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими

относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных

Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность,

постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости-

жении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной

области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень

развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв-

ляется и развивается в деятельности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гени-

альность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновре-

менно в различных областях деятельности.

Б48 Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие /

Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. — Мн.: Новое

знание, 2004. — 336 с. — (Серия «Социально-гуманитарное

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

Музыкальные способности можно разделится на две группы:

технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

слуховые (музыкальный слух).

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

Виды и уровни способностей.

Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные. Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности. Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков. Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей. Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как: • качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; • общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности; • умственный потенциал человека, его интеллект; • совокупность задатков, предпосылок способностей. В настоящее время одаренностьвсе чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918).

В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности. • При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают: – быстрота мышления; – наблюдательность; – исключительная память; – умение легко и свободно излагать свои мысли; – исключительная способность к решению любых задач; – он хорошо схватывает абстрактные понятия.

Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере: – чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен; – математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике; – естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.

Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок: – проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях; – осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности; – оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций; – становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь; – способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.; – любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке; – охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых; – обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения; – любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем; – может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке.

Читать еще:  Как приобрести уверенность в себе психология

• В сфере музыкальной деятельности ребенок: – проявляет большой интерес к музыкальным занятиям; – чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам; – хорошо поет; – в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;

– любит музыкальные записи; – стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку; – хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение; – сочиняет собственные оригинальные мелодии.

• В литературной деятельности: – любит сочинять (писать) рассказы или стихи; – может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; – рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; – придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное; – выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства; – умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает; – склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; – умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

• В артистической деятельности: – легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.; – интересуется актерской игрой; – меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека; – разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт; – склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения; – стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; – с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания; – любит игры-драматизации.

Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок: – интересуется механизмами и машинами; – может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов; – любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»; – любит рисовать чертежи и схемы механизмов; – читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов; – любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом; – проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей); – быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок: – легко приспосабливается к новым ситуациям; – инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими; – сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей; – легко общается с детьми и со взрослыми; – улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное; – часто руководит играми и занятиями других детей; – склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; – другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; – обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок: – энергичен, нуждается в большом объеме движений; – проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; – обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений; – прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно; – любит участвовать в спортивных играх и состязаниях; – часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях; – бегает быстрее всех в детском саду, в классе; – любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках; – предпочитает проводить свободное время в подвижных играх; – физически выносливее сверстников.

Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок: – пытлив и любознателен; – с головой уходит в интересующее его занятие; – обладает высоким энергетическим уровнем; – изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.; – высказывает оригинальные идеи; – решает задачи нетрадиционным путем.

Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются: • опережение сверстников в развитии речи и мышления; • обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности; • широкая любознательность; исследовательская активность; • самостоятельный выбор занятий; • ранняя увлеченность; • преданность любимым занятиям.

У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению.

К личностным коррелятам креативности относятся: 1) особенности восприятия ребенка – целостность, «свежесть», самостоятельность, способность видеть то, чего не видят другие; 2) внимание – длительное, устойчивое (часто это является причиной мнимой рассеянности); 3) мышление – понимание главного, существенного, беглость, гибкость, оригинальность, открытость. Наиболее привлекательны для ребенка неопределенные, беспорядочно-сложные объекты, из которых он самостоятельно выбирает необходимые ему (кубики, мозаика); 4) память – запоминание легкое, прочное, быстрое, если связано с интересом, но легкое забывание того, что считается второстепенным; богатство ассоциаций; воображение – яркое, образное, нестереотипное; 5) интеллект – самостоятельное нахождение задач и способов решения, инициативность, выдумка; 6) эмоции – высокая эмоциональная возбудимость, стремление к доминированию, риску, независимости, нарушению порядка, прилив стенических эмоций. Эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны, без них собственно креативность не наблюдается; 7) воля – саморегуляция, целеустремленность, самоконтроль, упорство, осознанность действий; 8) личностные характеристики – отклонение от шаблона в поведении, оригинальность, энергичность, находчивость, непосредственность, чувство гордости; 9) мотивационные характеристики – стремление к самому процессу творчества, к сотрудничеству, развитость эстетических чувств, речевая активность и т. п.

Одаренный человек необязательно талантлив. Талантэто высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении. Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту: • внимательность, собранность, готовность к напряженной работе; • потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие; • быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 2453 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector